Личный опыт по настройке и подключению контроллеров Oculus Touch

Для всех владельцев гарнитур виртуальной реальности от Oculus настали новые времена. Начиная с конца 2016 года, во многих готовящихся к релизу играх для Oculus Store в разделе требований появился новый значок, обозначающий необходимость наличия контроллеров Oculus Touch. Звучит как приговор, ведь это значит, что без контроллеров поиграть в львиную долю новых игр с использованием любых других устройств ввода, например c джойстиком или клавиатурой, не удастся. Учитывая катастрофический дефицит нового качественного контента для Oculus, так и не дождавшись момента, когда цена на контроллеры в России станут более адекватными, я купил их сразу после Нового года. Ну, раз уж решил быть первопроходцем виртуального мира – держу марку!

Контроллеры поставляются в обычной коробке, оформленной в фирменном стиле Oculus с выбитым по центру логотипом компании. В отличие от стильного короба-саквояжа, в котором поставлялась VR-гарнитура, коробка Oculus Touch раза в два меньше и изготовлена из простого картона, а не из синтетического плотного материала. Все вполне логично – это всего лишь контроллеры, хоть и стоят они весьма недешево.


Распаковываем и открываем заветную коробку как книжку. На дне лежат плотно зафиксированные левый и правый контроллеры, а также сенсор на подставке с двухметровым кабелем подключения. Сенсор ровно такой же, как и идущий в комплекте с самой гарнитурой Oculus Rift. Этот 2-й сенсор необходим для увеличения области отслеживания контроллеров. Здесь надо добавить, что два сенсора перекрывают около 300 градусов поворота, а если вы хотите иметь покрытие на все 360 градусов, то придется отдельно докупить 3-й сенсор с 6-метровым кабелем или урезать игровую область с имеющимися двумя. Суть в том, что, как я понимаю, луч сенсора не может пройти сквозь ваше тело, и когда вы поворачиваетесь к сенсорам спиной, происходит «залипание» ваших виртуальных рук.

Вернемся к коробке. Внутри на верхней крышке наклеен небольшой картонный бокс, в котором лежат крепление к грифу гитары для игры на виртуальном инструменте RockBand и две пальчиковые батарейки формата АА. Каждая батарейка предназначена контроллеру. Я нашел на задней стороне Touch замаскированную съемную крышку и вставил батарейки внутрь. Тут нетрудно догадаться, что контроллерам, не имеющим физической связи с компьютером, понадобится автономное питание. Позже, уже после начала их использования, я обнаружил, что помимо всего прочего контроллеры снабжены виброотдачей, имитирующей стрельбу из оружия и прочие эффекты. Так вот, эта самая вибрация, наверное, и «съела» первый родной комплект батареек всего за неделю эксплуатации. Однако следующий комплект Energizer отработал около 3-х недель, так что, думаю, заводские батарейки попросту были малой емкости.


Теперь перейдем непосредственно к шагам по подключению и настройке.

Сразу хочу оговориться, что контроллеры подключаются и настраиваются гораздо быстрее самой гарнитуры. У меня весь процесс занял около 10-15 минут.

Шаг 1. Распаковать и вставить по одной батарейке АА в каждый контроллер;

Шаг 2. Установить программное обеспечение для Oculus Touch;

Шаг 3. Найти свободный порт USB 3.0 и подключить дополнительный сенсор;

Шаг 4. Настроить и откалибровать контроллеры, зону покрытия (sensor tracking) и безопасную зону (guardian system).

А теперь подробнее остановимся на некоторых из этих шагов.

Шаг 2.

Для начала нужно установить программное обеспечение, т.е. драйвера для Oculus Touch. В маленькой брошюрке-инструкции, прилагаемой к контроллерам, для установки вам предложат посетить сайт oculus.com/setup. Однако этот вариант лучше подходит, если вы купили контроллеры и гарнитуру вместе и впервые настраиваете оборудование на своем компьютере. В моем же случае гарнитура была куплена и установлена уже давно, поэтому я пошел другим путем. С момента официального релиза контроллеров при открытии приложения Oculus там появляется баннер с изображением контроллеров и надписью “установить программное обеспечение для Oculus Touch”. Собственно, таким способом я и воспользовался. Установка драйверов заняла не более 5 минут (в отличие от драйверов гарнитуры, устанавливавшихся минут 20).

Шаг 3.

Далее вам нужно будет найти в вашем компьютере еще один дополнительный разъем USB 3.0. Учтите, что два разъема уже используются под гарнитуру и 1-й сенсор, а теперь нужно еще и подключить 2-й сенсор. На практике это не всегда является простой задачей, даже если в вашей материнской плате достаточное количество USB 3.0. Так, например, на одном из компьютеров, где я настраивал Oculus Touch, было всего четыре порта USB 3.0. Мне пришлось несколько раз менять местами и перебирать все возможные комбинации, вставляя гарнитуру и сенсоры в разные порты USB 3.0, пока в окне настройки Oculus они не определились как подключенные. На другом компьютере даже после обновления драйверов USB 3.0 у меня вообще отказались определяться сенсоры.

На сайте Oculus в разделе ”troubleshooting” в таких случаях рекомендуют установить последнюю версию драйвера USB 3.0, однако это тоже не всегда помогает. Проблему подтвердила и техподдержка фирмы, где приобретались гарнитура и контроллеры. Выяснилось, что это не первый случай, и на некоторых системах получается установить все VR-устройства только после довольно непростых «танцев с бубнами». Зачастую даже с привлечением стороннего специалиста. Можно сказать, что мне еще повезло, и я отделался пятиминутным экспериментом, в какой порт какое устройство подключить. Ну а на втором компьютере настроить гарнитуру пока что так и не удалось.

Шаг. 4

А) Проверка связи с сенсорами (sensor communication test). Производится автоматически и занимает около 30 секунд.

Б) Подготовка игрового пространства (clear your space). Речь идет о реальном пространстве, оборудованном сенсорами, где вы будете передвигаться или сидеть и внутри которого будете махать этими самыми контроллерами. По моим наблюдениям, минимальная площадь для комфортной игры составляет около 4м2, но в идеале пространство должно быть еще больше. Представьте, что вытянутые руки в обе стороны (например, при одновременной стрельбе с двух рук на 180 градусов) занимают около 1,5 метра, а еще надо иметь запас на смещения, которые так или иначе будут происходить в реальном пространстве комнаты. Также в виртуальном мире существует полупрозрачная сетка (guardian system), которая предупреждает вас о приближении к краю “безопасной зоны”, и если вы построите слишком маленькую “безопасную” зону, то эта сетка будет “висеть” практически постоянно и мешать игре.

В) Настройка Sensor Tracking. Я бы перевел это как настройка зоны покрытия сенсоров. При первой настройке я уделил этому параметру не так много времени и в дальнейшем неоднократно перенастраивал его. В этом нет ничего страшного, потому что процедура занимает всего пару минут, а настроить сенсоры раз и навсегда для всех типов игр не удастся, о чем я расскажу далее. Перенастроить сенсоры всегда можно в приложении Oculus > Devices > выбрать один из сенсоров > reset sensor tracking. В этом случае вам предложат заново переопределить зону покрытия сенсоров и безопасную зону по тем же шагам, которые здесь описаны.

Что же это за зона покрытия сенсоров, и чем она отличается от “безопасной зоны”, которую вы будете настраивать на следующем шаге? По сути, зона покрытия – это площадь, которую охватывают лучи обоих сенсоров, и в которой качественно и без задержек будут работать контролеры. После калибровки зоны на экране вам наглядно покажут, как расходятся лучи от сенсоров, и где они, перекрывая друг друга, образуют максимально чувствительную зону приема. Правда, наглядная схема есть только для оси “X”. Если вы захотите проверить, как высоко или низко улавливают сигнал контроллеры, надо будет экспериментировать. Например, потребуется перемещать контроллер выше или ниже и контролировать, когда на экране появится ярко-красное уведомление о приближении к краю чувствительной зоны. Более темным цветом отображаются зоны, где проходит луч только одного сенсора. На этих участках контроллер тоже будет работать, но с меньшей точностью. Поэтому я бы порекомендовал при выполнении настройки “безопасной зоны” располагать ее только в области пересечения лучей обоих сенсоров.

Тут есть нюансы, как разместить оба сенсора на столе. По стандарту вам предложат поставить их на расстоянии 1,5 – 2 метра друг от друга на уровне прямой линии, проходящей параллельно краю стола, и развернуть цилиндры сенсоров перпендикулярно краю стола. В таком случае плохо перекрывается зона поворотов туловища в сторону спины, а также плохо поднимаются низколежащие предметы в виртуальном пространстве, поскольку луч не проходит через крышку стола. Я делаю так: размещаю сенсоры максимально широко друг от друга (около 2м) и близко к краю стола (5-7 см). Направляю цилиндрики чуть к центру (около 10 градусов) и смещаю чуть в сторону пола (около 10 градусов). Таким образом, это перекрывает больше пространства за собой и делает активными контроллеры у пола. Правда, в этом случае высота зоны ограничивается до 160-170 см, а охват до 300 градусов. Такой вариант подходит, если вы играете сидя. Если вы все же пожелаете иметь охват на 350 градусов, то Oculus рекомендует докупить 3-й сенсор c длинным 6-метровым шнуром и установить его в задней части комнаты. В будущем я планирую воспользоваться данным советом, ибо из-за этой проблемы прохождение игры не раз обрывалось в самый ответственный момент.

Г) Настройка безопасной зоны (guardian system). Далее в меню настройки контроллеров Oculus вам предложат задать безопасную зону. Она необходима для того, чтобы во время движения в виртуальной реальности вы оставались в пределах определенной зоны – части вашего помещения, специально отведенной для игры. Предполагается, что внутри нет никаких препятствий и сторонних предметов, на которые вы можете натолкнуться.

Это работает так: когда вы, пребывая внутри виртуальной реальности, приближаетесь к границе данной зоны, у вас по всему периметру появляется полупрозрачная сетка, которая позволяет сориентироваться и понять ваше месторасположение в реальной комнате. С ее помощью можно контролировать перемещение и, если потребуется, отойти в центр безопасной зоны.

Настраивается она следующим образом. В разделе настроек вам предложат взять в руку один из контроллеров и “очертить” эту зону. Для этого удерживайте одну из кнопок (под указательным пальцем) и двигайтесь по комнате, ведя контроллером по воображаемой границе. При этом вибрация будет сигнализировать, что контроллер находится в области видимости сенсора. Если она прекратится, то надо посмотреть на окно настройки, так как вы, возможно, вышли из зоны покрытия сенсоров. Одновременно с процессом создания безопасной зоны на экране можно будет увидеть линию, которая обозначает границу создаваемой области, а также схему расположения сенсоров и зону их покрытия. Может так получиться, что покрытие сенсоров не даст вам настроить “безопасную зону” по той границе, которую вы хотели бы. В этом случае надо будет поэкспериментировать, перемещая сенсоры на столе, возвращаясь на шаг назад в меню настройки и заново регулируя сначала зону покрытия сенсоров, а затем безопасную зону.

Ну и конечно, возникает вопрос, как лучше всего настраивать безопасную зону и насколько надо отступать от реальных предметов при проведении границы? В моем случае единственный предмет, о который я могу удариться, это сам стол, где стоит компьютер и монитор. По остальным направлениям комната совершенно свободна от предметов. Практика показала, что границу достаточно провести в 10-15 см от края стола. Почему так мало? Нужно учитывать, что в виртуальной реальности сетка, подсвечивающая границу безопасной зоны, проявляется при приближении на расстояние около 10 см. Добавим сюда еще 10-15 см до стола, и в итоге получим около 20-25 см. В начале игры вы проверяете эту сетку и отходите от нее к центру зоны на расстояние вытянутой руки плюс 10 см, чтобы она не мешалась при действиях. Т.е. фактически вы находитесь на расстоянии около метра от стола (в зависимости от вашего роста и длины рук), что, как показала практика, вполне достаточно. Этого хватает, даже если вы делаете резкие движения, например, броски.

Напоследок, однако, хочу предостеречь. В системе Oculus Touch существует своя особая техника безопасности, выработанная с опытом использования. Не двигайте сенсоры по столу после настройки и всегда перед началом игры проверяйте “границы безопасной зоны”. Даже идеально настроенную и зафиксированную зону можно сместить, и это чревато последствиями.
  • Добавить в закладки:
  • Оценить:
    1

26 комментариев

dimaster
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
Приветствую.
Спасибо за статью. Жаль что прочитал ее после всех этих танцев и с не одним бубном, особенно с USB 3.0.
В моем случае, что бы снизить нагрузку на USB порты, пришлось USB клавиатуру подключить в разъем PS/2 через переходник и сенсоры стали нормально определяться.
Stumyl
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
Как оказалось впоследствии сложности с USB были еще цветочками. У Игоря @funkoil Oculus отказался распознаваться на втором домашнем компьютере – до сих пор не удалось найти причину. А на ноутбуках проблемы с поддержкой мобильной графики.

Тем не менее, желание VR смогло перебороть все =)
dimaster
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
«отказался распознаваться» это в смысле после подключения вовсе ничего не появляется в диспетчере устройств? или что то появляется, но со знаком вопроса?
В моем случае Rift Sensor автоматически не устанавливался вод win10, пришлось ставить драйвер, где то случайно на форумах находил.
А по поводу новых последних драйверов под USB 3.0 не уверен, у меня не прокатило, пока не установил драйвера USB 3.0 от microsoft. В материнке встроенный USB 3.0 контроллер RENESAS с родными драйверами не захотел нормально работать. При калибровке шлема и сенсора было написано что сенсор работает в режиме 2.0, хотя подключен в 3.0. После установки драйверов майкрософт, проблема исчезла. Если нужен драйвер под сенсор, поищу.
funkoil
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
«Отказался распознаваться» в моем случае, скажу на память, ибо последняя попытка была полгода назад, в окне настройки устройств Oculus, гарнитура детектится, появляется Галочка, а как доходит до сенсоров, крутится кружок определения сенсора бесконечно и на этом все… дальше Установка соответственно не идет, все зависает на этом шаге. Все возможные порты USB 3.0 перепробовал. При этом комп более современный, свежая игровая мамка под skylake www.regard.ru/catalog/tovar229452.htm
dimaster
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
Понял.А скриншот диспетчера устройств можете сделать как нибудь? При всех подклюенных кабелях.
funkoil
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
С удовольствием, только я вернусь домой 10 сентября, пришлю обязательно, хотелось бы разобраться, правда новую 1080ti поставил на другую систему где Гарнитура работает, из-за этой проблемы, но следующее поколение Гарнитур не за горами… Может понадобиться вторая система под ВР…
dimaster
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
Однозначно лучше две системы, при чем на разных HDD, что бы под VR ничего лишнего не было. + отдельный HDD терабайта на два для хранения проинсталенного VR контента, что бы потом после танцев с бубнами, переустановки системы и т.д. заново это все не качать. Ок, тогда удачи, спишемся в сентябре.
funkoil
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
Я под ВР сразу ssd -ки поставил на 256 Гигов ( под систему отдельная ssd, под обычные игры- hdd, а то, больно сильно лицо потеет в Гарнитуре на загрузках))
dimaster
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
SSD это супер конечно, у меня контента гиг на 500 уже скачано и это в сжатом виде, 8 Тб в компе, на SSD не на шкрябаю, но по поводу лица вопрос решил по другому, кондиционер решает все проблемы))
Шлему 2 мес, тач только купил, со временем свободным плохо, но слава богу VR контента в нете хватает, когда наткнулся на большой тенис игру под тач, пришлось пианино двигать в другую комнату))
Never
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
Легко отделался, мне пришлось вынести тумбу в полтора метра и шкаф трехдверный. Постелил ковер в игровой области и когда ходишь, то выступает как доп. система защиты, чтоб не выйти за игровую зону.
dimaster
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
та не легко, спину сорвал пока двигал пиано)
а по поводу коврика это правильно, я тоже так сделал, но поменьше ковер купил, но его уже заняли
f4.s.qip.ru/R6eS3nuT.jpg
думаю что большего размера не нужно, руки то на вытянутой всегда почти, а там дальше срабатывает безопасность и отрисовывается игровая тач область, эти клеточки конечно сперва раздражали, но потом привыкаешь, это все равно лучше чем боксировать и сломать руку вместе с тачем в руке )
Never
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
В этом случае, конечно, Vive лучше комплектован аксессуарами. Например, компактные вентиляторы
dimaster
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
Та то сильно) Обычного напольного вентилятора хватает для погружения при просмотре демок с горками например, намного круче кода чувствуешь ветер в лицо, проверял на себе и на друзьях, ноги подкашиваются просто, при чем кода на горках едешь прямо, скорость вентилятора ставишь 1, а при спуске вниз, врубаю 3-ю, ощущения бомба. та и дороже HTC на порядок.
Never
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
После завершения акции, разница в стоимости составит $100. Тут все зависит от того, насколько нужны вообще эти аксессуары. А так, есть еще мысли о новых контроллерах — первые отзывы превосходные.
dimaster
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
Да бомбовые контроллеры, базара нет.
funkoil
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
На счёт ковриков-гг- у меня целая комната обшитая ковралином, делалась как музстудия, а сейчас там ВР площадка, правда по ковралину все равно лучше руками не стучать, под ним попадается металлически профиль)) кто-нибудь юзает 3-й сенсор?, вот это действительно нужная штука, если хочешь отстроить безопасную зону побольше и крутиться на 360 градусов спокойно
funkoil
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
И ещё, вопрос который меня давно беспокоит, Гарнитура Окулус охлаждается только если полностью отключить комп, при выходе из игры и закрытиии приложения Окулус, Гарнитура сохраняет температуру. Вопрос? Это только у меня так?, или все таки инженеры что-то намудрили. Очень интересно есть ли такое на HTC, была ли инфа об этом в нете, уберут ли в будущем?
funkoil
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
А на счёт систем охлаждающих Гарнитуру, для меня, например, важнее не постоянное охлаждение, а быстрое- за 5-10 мин. охлаждение В перерывах между игровыми сессиями. Для начала, и это было бы не плохо. И ещё, есть такая проблема как запотевание линз, что, очень сильно напрягает, но как мне кажется — основная проблема, именно, в этой «дырке» для носа, чере которую и поступает влага от дыхания, испугались Амеры, что их кто- нибудь засудит за инфаркт, дырку надо убрать, дыхание изолировать!!! Все больше смотрю в строну Htc
Krakozybra
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
А никто не подскажет, как убрать сетку Guardian system при просмотре видео? Потому как играешь стоя, а видео смотришь в основном сидя за столом и тогда сетка проявляется и мешает просмотру.
dimaster
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
Если появляется сетка, это значит что шлем или тач контроллеры (или и то и другое) находятся за пределами игровой зоны.
Какие проблемы, чуть отодвинуться от стола и тач контроллеры положить рядом.
Krakozybra
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
Спасибо, но это очевидно. Если уж я задаю вопрос, то интересуюсь менее очевидными решениями, желательно программными. Без обид.
Stumyl
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
  • отредактированно
Перейдите в главное меню Oculus (с помощью кнопки Oculus на правом контроллере Touch или кнопки Home на геймпаде). Там будет находиться опция, отключающая границы безопасности. Кнопки будут «Enabled/Disabled»

Дополню, после установки Guardian в меню Oculus появляется иконка приложения. Зайдите внутрь и там все настройки системы.
Krakozybra
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
Спасибо огромное!
dimaster
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
А как подобную сетку убрать в стиме? Не подскажите?
H_Rush
  • Оценить:
    1
  • Ссылка на комментарий:
Идешь в \Steam\config
Открываешь файл steamvr.vrsettings блокнотом
Задаешь параметр «CollisionBoundsColorGammaA»: 0,
Сохраняешь

Или идешь в настройки Vive (иконка шестеренки в правом нижнем углу) -> Chaperone, и выставляешь режим разработчика.
Never
  • Оценить:
    0
  • Ссылка на комментарий:
Меня тоже интересовал этот же вопрос. Спасибо