16 уроков VR-ориентированного будущего

Ранее мы уже сообщали о трейлере ожидаемого фильма Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться», снятому по одноименной книге Эрнеста Клайна.

Вице-президент китайского подразделения Vive Элвин Вэн Грейлин тоже решил обратить внимание на нашумевший бестселлер и взялся проанализировать описанный в книге мир VR-ориентированного будущего с точки зрения влияния его на жизни людей. Он рассмотрел 16 уроков, которые, возможно, станут руководством по интеграции VR-технологий в нашу будущую жизнь.

Представляю вашему вниманию перевод его статьи.


Грейлин является вице-президентом китайского подразделения Vive компании HTC. Он руководит всеми аспектами бизнеса Vive/VR в регионе. Также он на данный момент занимает должности заместителя директора компании Industry of Virtual Reality Alliance со штатом в 300 человек, президента компании Virtual Reality Venture Capital Alliance, чья стоимость достигает $15 млрд, и куратора проекта VR-ускорителя Vive X в Азии. У него 22-летний опыт управления бизнесом в технологической индустрии, 15 из которых он проработал в Большом Китае. До прихода в HTC Грейлин был хозяином мелкого предприятия. Используя для финансирования венчурный капитал, он основал четыре стартапа в области мобильной индустрии и интернета, которые специализировались на мобильных социальных технологиях, рекламе, поиске, “больших данных” и цифровом медиа. Кроме того, он занимался расчетом прибыли и убытков в нескольких публичных компаниях.

Примечание: Vive является официальным партнером по VR готовящегося к выходу фильма «Первому игроку приготовиться».

Последние пару лет виртуальная реальность (VR) была на слуху в средствах массовой информации и технологическом секторе. Но благодаря международному бестселлеру «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна VR вскоре достигнет нового уровня популярности. Эксперты индустрии часто рекомендуют эту книгу как одно из лучших произведений про VR. Сюжет разворачивается в мире, где виртуальная реальность вплетена в каждый аспект повседневной жизни людей. Я называю это “VR-ориентированное будущее”. «Первому игроку приготовиться» рассказывает о приключениях подростка и его друзей, когда они преодолевают бессчетное количество испытаний в виртуальной реальности, чтобы победить во всемирном онлайн-соревновании и выиграть огромный приз.


Хотя некоторые опишут запечатленный в истории мир 2044 года как несколько мрачный или антиутопичный, я хотел бы поспорить на этот счет. Проанализировав это воображаемое будущее, мы можем извлечь много положительных уроков, которые дадут нам надежду и станут руководством к действию. На самом деле, я просил всю китайскую команду Vive прочитать «Первому игроку приготовиться», а нашему HR-департаменту дал указание выдавать каждому новому сотруднику копию этой книги, поскольку в ней очень много значимых концепций и вариантов использования VR, которые, как я верю, могут оказаться нам полезными. Принимая во внимание, что это всего лишь фантастика, написанная для развлечения читателей, с многими описанными там техническими деталями я не согласен. Так что давайте не будем воспринимать все содержимое книги слишком буквально, как это могут сделать некоторые технически-грамотные читатели. В целом, история «Первому игроку приготовиться» оказывается неожиданно поучительной для романа и повествует о технологиях, которые обладают потенциалом полностью изменить нашу будущую жизнь, культуру и мир.

Впервые я познакомился с VR более 25 лет назад и, как и большинство тех, кому довелось поработать в «Лаборатории технологий человеко-машинного интерфейса» (HITLab) в Вашингтонском университете, увидел потенциал технологии после первого же опыта общения с ней. За последние полтора года на своих должностях в VIVE, Vive X, IVRA и VRVCA у меня была возможность оценить сотни единиц иммерсионных вычислительных продуктов и контента, просмотреть тысячи VR-стартапов и познакомиться с долгосрочной дорожной картой индустрии. Когда я излагал свои мысли по поводу содержания книги «Первому игроку приготовиться», я пытался опираться на все свои знания и опыт. Эта книга и ее будущая адаптация в виде одноименного фильма Стивена Спилберга сделают концепцию VR доступной для массовой аудитории и помогут широко осведомить публику о технологиях виртуальной реальности.

С точки зрения информированности в целом «Первому игроку приготовиться» сделает для VR то же, что сделал «Аватар» для технологии 3D. Форма VR-ориентированного будущего из книги рано или поздно станет реальностью, и ждать этого момента придется не так уж и долго. В свою очередь, «Первому игроку приготовиться» сыграет ключевую роль в ускорении наступления этого будущего. Какую форму оно в конце-концов примет – будет зависеть исключительно от нас и от того, как мы решим использовать потенциал этой революционной технологии.

Чтобы наша внутренняя команда и широкая публика могли лучше понять основные идеи книги, ниже я публикую мое краткое изложение ключевых положений. Мы можем использовать их в качестве руководства для наших действий в ближайшей и среднесрочной перспективе, если хотим создать более позитивное будущее. Эти тезисы также могут быть использованы для освещения потенциально перспективных направлений бизнеса, связанных со сферой VR, где у начинающих предпринимателей есть шанс проявить себя. Приведенный ниже список не предназначен стать исчерпывающим руководством. Он рассказывает только о тех областях, которые я хотел бы осветить на данный момент. Я призываю всех читателей принять участие в обсуждении и поделиться с миром своим мнением насчет приведенных доводов.

Предупреждение о спойлерах: я старался оставлять довольно туманные отсылки к книге, чтобы не раскрывать основной интриги сюжета, однако из них вы можете почерпнуть некоторые подсказки. Так что если вы хотите получить подлинные впечатления от прочтения книги, лучше пока отложите знакомство с этой статьей.

16 ключевых выводов из книги «Первому игроку приготовиться»

1) Мы будем сильнее зависеть от устройств VR, чем сегодня зависим от своих телефонов
Из истории становится ясно, как виртуальная реальность может быть применима ко всем аспектам нашей жизни: работе, учебе, игре, и оказаться нашей ключевой точкой доступа ко всей необходимой информации. Поскольку в произведении фактически не упоминаются какие-либо иные технические средства, книга показывает, что в мире будущего устройства VR потенциально способны заменить собой все экраны и интерфейсы. Если вы еще не знакомы с VR, возможно стоит найти время и сходить с семьей на какой-нибудь VR-аттракцион или опробовать современную высококлассную VR-гарнитуру, или хотя бы приобрести шлем для работы с простой мобильной VR-оболочкой.

2) В будущем VR может начать играть большую роль в наших жизнях, чем AR
Многие аналитики предсказывали, что AR-приложения могут вытеснить VR в будущем. Я верю, что со временем две технологии естественным образом сольются вместе и сформируют интегрированное решение, которое будет воплощено в одном устройстве. Так что нет реальной необходимости так явно их разграничивать. Некоторые ранние высокотехнологичные VR-устройства уже обладают такими возможностями. Однако стоит отметить, что в книге описано очень немного случаев использования функционала AR. В случае, когда большинство людей могут проводить основную часть жизни не покидая домов, их зависимость от AR-приложений действительно окажется меньше, чем от VR. Разработчикам следует найти время подумать о том, как концепты и технологии AR могут быть применены для улучшения опыта использования VR, и наоборот.

3) Скорость сети и возможности облачных вычислений станут ключевыми средствами бытового обеспечения в будущем
В мире, где большинство наших взаимодействий с окружающей действительностью происходит посредством VR-устройства, скорости вычислений и передачи данных будут влиять на нашу жизнь сильнее, чем любые другие коммунальные блага, которые заботят нас сегодня (например, вода, газ, электричество и т.д.). Важность сетей 5G, оптоволокна в каждом доме и ЦОД для нашей повседневной жизни будет все возрастать. На самом деле, без быстрого распространения VR движущая сила этих технологий станет значительно слабее. В описанном мире будущего мы предпочтем лучше остаться на час без воды или газа, чем без постоянного высокоскоростного подключения к сети. Стартапы, изучающие возможности облачных вычислений, которые в полной мере задействуют грядущие быстрые и широкие каналы передачи данных для предоставления инновационных сервисов, могут в будущем добиться огромных успехов.

4) Все будут считаться “геймерами”, а просмотр игровых трансляций станет основным времяпровождением
Согласно отчету о тенденциях интернета, опубликованному Мэри Микер в 2017 году, в 1995 году в мире было 100 млн. геймеров, тогда как сегодня их число доходит до 2,6 млрд. человек. В VR-ориентированном будущем многие аспекты нашей жизни будут частью «игры» в виртуальном мире, так что все мы, по сути, станем геймерами. Сегодня увлечение играми часто рассматривается как занятие, которое отнимает много времени и производит очень мало экономической выгоды. В VR-ориентированном будущем это больше не так, поскольку перенос работы и образования внутрь игры может сделать эти процессы более интересными, а также помочь использовать новые методы обучения.

Киберспорт стал настоящим феноменом за последние несколько лет. По мере того, как все больше людей тратят свое время на онлайн-игры и просмотр турниров, он только набирает обороты. В книге весь сюжет разворачивается вокруг крупнейшей киберспортивной игры, какую только можно себе вообразить. Фактически, весь земной шар играет в одну игру в попытках заполучить главный приз, и сотни миллионов пользователей следят за последними событиями в прямом эфире. Персонажи киберспортсменов становятся более знаменитыми, чем реальные звезды. В действительности же, самые популярные кинозвезды VR-ориентированного мира могут даже не быть реальными людьми.

5) Виртуальные школы демократизируют высококачественное образование по всему миру
Я глубоко уверен, что наша модель образования может революционно измениться благодаря VR-технологиям, и качественное образование станет повсеместно доступным. Качество и количество образования всегда было прямо связано с карьерным успехом и заработком. В VR-ориентированном будущем каждый ребенок (и взрослый тоже) будет иметь доступ к самым лучшим школам и учителям. Планета Ludus (в книга это место, где все дети могут получить доступ к качественному образованию с помощью VR) представляет собой потенциальную модель, которая оказывается вполне рациональной. Раздача учащимся по всему миру бесплатного VR-оборудование, чтобы те могли обучаться в виртуальных школах, в действительности может оказаться экономически более выгодной инициативой для правительств, чем поддержка традиционных физических школ. Исследования уже показали, что VR может помочь детям изучать большие объемы дисциплин, а полученные ими знания сохраняются дольше, чем при классической модели обучения (Изучение образования в VR и его эффектов по сравнению с теоретическим обучением). Vive уже работает с сотнями школ и университетов по всему миру для продвижения виртуальных методов обучения, а также создания специального инструментария и контента. Администрациям школ и правительствам нужно начать изучать варианты, как лучше задействовать VR для обучения будущих поколений.

6) Удаленная работа через VR станет нормой
Большинство рабочих процессов и деловых встреч, описанных в книге, проходят в VR. Несмотря на упоминание о наличии физических офисов у некоторых компаний, автор доносит до нас идею, что межличностное деловое общение на самом деле происходит в виртуальном мире. Мы можем сделать вывод, что потребность физически находиться в офисе для большинства случаев несущественна. Подумайте, сколько времени мы можем освободить, если у нас больше не будет потребности ежедневно ходить на работу и ездить по делам. Даже сегодня многие индустрии, например, дизайна, проектирования и здравоохранения, уже продемонстрировали существенное повышение продуктивности благодаря переводу значительной части своей работы в VR.

7) VR может стереть границы расового и полового неравенства
В книге один из персонажей выбирает уникальный внешний облик аватара, чтобы скрыть свою расу и пол и избежать сложившихся в обществе негативных предубеждений. Когда большинство контактов с окружающими происходят через наш аватар, мы действительно можем позволить себе судить о людях, основываясь на их творческих способностях и интеллекте, а не на физических параметрах или социальном статусе. В нашем сегодняшнем мире женщины и различные меньшинства, в основном, зарабатывают примерно на 20% меньше на той же должности. В VR-ориентированном будущем такого не должно быть.

8) Накопление опыта и доступа будет важнее накопления благосостояния
Когда мы можем жить любой желаемой жизнью в виртуальном мире, накопление физических материальных благ становится менее важным (сюда входит также и накопление денежного капитала). Влиять на наш личный или социальный статус в VR-ориентированном будущем будет уровень опыта, который повысит наше влияние и расширит доступ. Даже в сегодняшнем мире почему бы нам не воспользоваться руководством из будущего и не начать тратить больше нашего времени и денег на расширение жизненного опыта, а не на накопление материальных благ?!

9) Виртуальная валюта станет для нас важнее традиционной
Наличные деньги уже сегодня становятся устаревшим средством расчета в таких местах, как, например, Китай, где вы можете жить полной жизнью, пользуясь исключительно мобильными платежами. В VR-ориентированном будущем традиционная национальная валюта может сама по себе полностью исчезнуть из нашей повседневной жизни, где ее заменят цифровые валюты, вроде Bitcoin. Такое будущее наступит гораздо быстрее, чем нам кажется, и создаст массу возможностей для частных предпринимателей в финансово-техническом мире.

10) Грядет появление огромного рынка виртуальных товаров и услуг
По мере того, как мы все больше времени станем проводить в виртуальном мире, значение виртуальных предметов и услуг в нашей жизни будет также возрастать. Большой объем денежных средств, которые мы сегодня тратим на путешествия, развлечения, образование, транспорт, свою внешность и т.д., переместится в виртуальную экономику. Примеры такого перехода часто упоминаются в книге, где пользователям приходится оплачивать виртуальные путешествия или покупать виртуальные силы. Уже сегодня мы можем наблюдать такую тенденцию, когда аудитория хардкорных геймеров и стримеров тратит значительную часть своих средств на покупку виртуальных предметов и услуг.

11) Доставка еды на дом может стать наиболее распространенным видом приема пищи
Даже когда мы проводим большую часть времени в виртуальном мире, одна физическая потребность никуда не девается – это потребность в еде. По мере того, как наши дома будут становиться меньше, и мы начнем все реже выходить на улицу, значительно увеличится потребность в доставке еды. В недавнем отчете Мэри Микер она отметила 45% рост индустрии доставки еды на дом в США по сравнению с прошлым годом. В Китае это число еще больше, поскольку в большинстве городов покупатели могут оформить фактически бесплатную доставку еды за 30 минут из любого ресторана. Когда я нахожусь в Пекине, более половины обедов я заказываю с доставкой. Дешевая и быстрая доставка еды может иметь хорошие перспективы в глобальных масштабах.

12) В будущие VR-платформы должны быть встроены средства безопасности для контроля за физическим здоровьем
Если пользователи будут проводить большую часть дня в виртуальном мире, многие из них окажутся обеспокоены негативными последствиями для здоровья от такого пребывания. В книге персонаж Вейд включил системную функцию, которая требовала от пользователя совершить достаточное количество физических упражнений перед тем, как он мог зайти в свою VR-установку. Для VR-систем, работающих в масштабах комнаты (вроде того же Vive), такой функционал не столь необходим, поскольку у вас и так будет достаточно физической активности. Однако со временем рынок определенно начнет нуждаться в функциях для контроля здоровья. С учетом всех датчиков и носимых приспособлений, которые будут интегрированы в VR-устройства в ближайшие годы, интеллектуальные системы смогут довольно просто отслеживать состояние здоровья пользователя.

13) VR сделает физические расстояния неважными для нашей повседневной жизни. Люди могут никогда не встретиться со своими друзьями из VR в реальности
В книге в течение большей части повествования все основные персонажи были физически отдалены друг от друга, а некоторые из них и вовсе постоянно перемещались по реальному миру. Однако в виртуальном мире их общение было гладким и бесшовным, и географические различия никак не влияли на их отношения. Способность успешно жить, работать или учиться, находясь при этом в любом месте, дает нам новую, невиданную прежде свободу. Безусловно, это в значительной степени повлияет на рынок недвижимости, поскольку местоположение больше не будет являться ключевым фактором при выборе дома или офиса. В книге лучшие друзья и даже родные братья и сестры никогда не встречались лично, но при этом у них была эмоциональная связь друг с другом, как если бы они выросли вместе. В VR-ориентированном будущем межличностные взаимодействия будут пересмотрены, поскольку мы начнем выстраивать дружеские отношения, основываясь на состоянии души других людей и цифровых записях их жизни, а не на физической привлекательности и социальном статусе. Мы уже наблюдаем подобную тенденцию сегодня, когда во всем мире люди, знакомые лишь по онлайн-общению в социальных сетях, становятся друзьями.

14) Приватность и защита информации будут критически важны для существования VR-ориентированного будущего
«Первому игроку приготовиться» описывает мир, где, по сути, все пользовательские данные хранятся онлайн на центральном сервере, и подавляющее большинство контактов с другими людьми в виртуальной среде может быть отслежено. В таком мире важность защиты информации и контроля доступа выходит на первый план. Личность нашего аватара – это ключ к миру, и интегрировать этот ID со всеми аспектами нашей жизни будет отнюдь не так просто. Нам также понадобится способность создавать анонимные личности, чтобы пользователи могли использовать эти централизованные системы конфиденциально, без страха, что их могут невольно выследить или скомпрометировать их персональные данные. Все это создает широкое поле деятельности для сегодняшних компаний из сферы IT-безопасности.

15. VR может снизить наше влияние на экологию и улучшить состояние окружающей среды
Поскольку население Земли постоянно растет, наши природные ресурсы продолжают истощаться. Наша окружающая среда все сильнее влияет на климат и здоровье, и становится очевидно, что нужно как-то решать эту проблему. Массовое распространение VR может предложить долгосрочное решение по естественному снижению потребления ограниченных ресурсов. Нам нужно будет меньше перемещаться, снизится потребность в офисных зданиях. Мы будем жить в небольших домах, географически разнесенных по разным регионам. Все это снизит негативное влияние на окружающую среду. Если этих целей удастся достичь в глобальных масштабах, появится хороший шанс обратить ущерб, нанесенный планете за прошедшие несколько сотен лет, и создать по-настоящему экологически-безопасную среду. И все же в книге состояние мировой окружающей среды было не лучшим. Если в течение последующих 20-30 лет мы примем правильные меры, наш реальный мир может стать совершенно иным.

16. Даже в виртуальном мире изобилия у людей все равно будет потребность в великой цели
Когда мы прибудем в VR-ориентированный мир, на первый взгляд он сможет удовлетворить естественное человеческое стремление к счастью, дав нам доступ к любым впечатлениям или вещам, о которых мы только мечтали. Но очевидно, что население в «Первому игроку приготовиться» было несчастно. Им нужна была цель, чтобы двигаться вперед. Люди отличаются от других животных тем, что всегда стремятся к большему, нежели просто выжить и продолжить род. Нам требуется какой-то смысл жизни, и именно он заставляет нас развиваться и достигать новых высот. Я призываю всех, кто читает эту статью, принять участие в создании позитивного VR-ориентированного будущего, чтобы оставить будущим поколениям планету, которой мы все бы гордились. Это в наших руках, и не важно, ждет ли нас в будущем утопия или антиутопия.
  • Добавить в закладки:
  • Оценить:
    3

Нет комментариев